Честно о том, почему старшие дети не должны нянчиться с младшими

Честно о том, почему старшие дети не должны нянчиться с младшими

Одно дело, когда старший сам просить поиграть или понянчиться с младшим — в этом ему не стоит отказывать. Если старший сам ещё малыш, можно привлекать его к игре «Уход за новорождённым» — пусть достанет подгузник из пачки, протянет салфетки, даст крохе бутылочку. Если старший ребёнок уже достаточно взрослый, у него могут появляться чувства нежности и умиления, ему может хотеться проводить время с малюткой. В этом нет ничего плохого, это как раз очень приятно и полезно для всех.

И совсем другое дело, когда родители заставляют старшего быть нянькой, «вешают» на него малыша. Идёшь гулять — возьми с собой сестру, ей тоже нужно на свежем воздухе поиграть. Идёшь в гости — тоже возьми, она там не будет мешать. Мы по делам, а ты дома посиди с маленьким — у тебя-то нет важных дел, ты сам ещё ребёнок. Кроха плачет — иди поиграй с ним. Нам некогда, а ты всё равно балбесничаешь. Чем это может обернуться в настоящем и будущем?

Если разница между детьми маленькая:

старший будет ощущать, что у него отняли детство, что ему теперь нельзя быть маленьким, капризничать, проявлять слабость или глупость (это чревато различными неврозами, проблемами в эмоциональной сфере, инфантильностью в более зрелом возрасте);

ревность и конкуренция между детьми будет выше, ведь старший быстро поймёт, что к нему уже относятся не так, как к младенцу, его «сместили с пьедестала»;

старший ребёнок будет испытывать сильный стресс, если младший набедокурил или с ним произошла неприятность — ведь ответственность лежит на нём (как следствие — старший начнёт врать, пытаясь скрыть свои промахи и проделки малыша);

возможно, старший ребёнок почувствует власть и будет пытаться воспитывать, наказывать маленького, разрешать и не разрешать ему что-то (это плохо скажется на отношениях между детьми, ведь младший будет чувствовать себя униженным);

Кроме того, отдавать кроху на попечение того, кто сам ещё под стол пешком ходит, небезопасно.

Если разница между сиблингами большая:

старший будет воспринимать ваши просьбы посидеть с маленьким как ограничение собственной свободы, ведь он не может заниматься тем, чем хочет, ходить туда, куда хочет и когда хочет, да и с грузом в виде карапуза авторитет его среди сверстников сильно ослабится, особенно, если речь о мальчике (как результат в будущем — гипертрофированное проявление свободы в других сферах, непринятие родительского авторитета, девиантное поведение, эпатаж, маниакальное желание выделиться);

воспринимая общение с младшим как неприятную обязанность, старший брат или сестра не будут получать удовольствие от совместных игр, будут делать всё «для галочки», стараться отделаться от крохи любыми способами (малыш это, конечно, почувствует, и холодность старшего будет для него одной из главных обид детства);

старший ребёнок может пользоваться своим преимуществом и вымещать свою злобу на младшем — от превращения крохи в маленького слугу до запугивания и жестоких приколов (это чревато не только ухудшением отношений в семье, но и психическими проблемами у маленького);

также старший может полностью взять на себя роль родителя — воспитывать, опекать, учить (этот вариант только кажется хорошим, по факту это смещение ролей в семье и потеря авторитета родителями);

наконец, подросток может так устать от малыша, что проникнется нелюбовью к детям в принципе и в будущем решит не обзаводиться собственными детьми.

Общение старших детей с младшими должно быть в радость всем и по обоюдному согласию. Совместное творчество, игры, поездки, увлечения — да, да и ещё раз да! Обязанности, повинности, обуза, принуждение — ни в коем случае.

Не забывайте, что решение завести ещё одного ребёнка принимали вы, поэтому ответственность за уход и воспитание лежит только на вас. Даже если старший просил вас о сестрёнке или братике, вряд ли он имел в виду, что мечтает подмывать младенца и забирать его из сада вместо прогулок с друзьями. Возьмите няню или пригласите бабушку посидеть с детьми — это будет самым верным решением.