Почему занятие педагогикой — не мужское дело

Почему занятие педагогикой — не мужское дело

Мужчины и детский сад, детский сад и мужчины. Воображение рисует девочку с натянутыми наизнанку колготками (возможно, дырявыми), в платье своей соседки по группе. Такую дочку обычно получает мама, которая отправила мужа забирать ребёнка из садика. А что же будет, если назначить мужчину воспитателем хотя бы трех детей?

«Ничего плохого не будет», — уверен педагог Центра эстетического воспитания детей г. Москва Иван Шикерин.

Иван Шикерин

О том, почему мужчины не торопятся идти в педагоги и нужно ли с этим что-то делать, Иван Шикерин, победитель в специальной номинации «Мужское дело» от фонда «Отцовство» Всероссийского конкурса стипендий и грантов им. Л. С. Выготского, рассказал в интервью «Летидору».

Иван, в настоящее время в дошкольном образовании педагогов-мужчин работает не более 0,5% (по данным ВШЭ). Как получилось, что вы оказались в этом ничтожном проценте?

Моя мама была учителем физкультуры, и когда я учился в 9 классе, она мне доверила вести секцию волейбола, для одноклассников. В старших классах я увлекался компьютерными играми, а на выходных подрабатывал в компьютерном кружке при Доме пионеров, здесь же получил первую запись в трудовую книжку.

После школы окончил технический вуз, в девяностых работал инженером-программистом, но знакомые по привычке просили меня подтянуть детей в математике, и я преподавал уже как репетитор.

Теперь у меня семейная школа, до неё был семейный детский сад. Я воспитываю и учу дома дочек.

И как вы решились на этот шаг — создать детский сад? Понятно, что мест в обычных может не хватать, но чтобы решить проблему так кардинально…

Я занялся педагогикой по одной простой причине: хотел, чтобы мои дети любили учиться и выросли здоровыми. А то, что с 1990-х годов происходит с образованием в России: новые программы, реорганизация, постоянные эксперименты, — меня не устраивало.

Мне и моей жене хотелось, чтобы дети не потеряли интерес к обучению, как сейчас многие школьники. Мы начали с детского сада, продолжили в младшей школе… и обратной дороги уже нет, так нам самим нравится этим заниматься, потому что дети добиваются хороших результатов. По системе БИС (балльно-информационная система) мы в двадцатке лучших в Москве.

У меня высшее техническое образование, я закончил педагогические курсы.

И у меня достаточно сильная советская база знаний, чтобы передать её детям. Тем более никто не знает, что лучше для ребёнка, кроме его родителей. Это относится и к образованию.

У нашей школы нет юридического лица, поэтому мы скорее сообщество единомышленников, чем образовательное учреждение. Мы знаем, что выбрали правильную дорогу, потому что видим успехи своих детей. Кроме того, мы регулярно обмениваемся опытом на встречах с такими же семьями в «Школе для молодых родителей». Мы рассказываем, как успешно заниматься изучением школьных предметов дома.

Вопросов к такому образованию очень много, но, если смотреть на картину целиком, проблемы у всех одни и те же. Так почему бы не решать их сообща?

А какие проблемы, с вашей точки зрения, сейчас стоят наиболее остро в домашнем образовании?

Думаю, что это проблема безопасности детей в информационных технологиях. Вопрос, который стоит сейчас перед тысячами родителей: как правильно выстраивать работу ребёнка с гаджетами, чтобы потом голова не болела, что он не может вылезти из игр и социальных сетей?

Компьютер и смартфон — это инструменты, а не игрушки. А многие покупают их детям, руководствуясь принципом «лишь бы был занят».

В нашей домашней школе дети понимают, что мы используем компьютер только под присмотром взрослых и под определённые проекты. Делаем мультики, презентации, учимся программировать.

Я когда-то сам попал под зависимость от компьютера. И я смог выплыть из неё только с помощью программирования. На самом деле программирование даже простейших игр — это процесс творческий, а потому способствует развитию.

Как родители могут воспитать у своих детей культуру обращения с компьютером?

Во-первых, через отношение самих родителей к гаджетам как к рабочему инструменту. Во-вторых, через чёткие правила пользования смартфонами и компьютерами, которые соблюдают все без исключения в семье.

Не должно быть такого: «Мне уже можно, а ты ещё мал, и тебе нельзя. Вот подрастёшь, тогда…»

В-третьих, есть программы, которые контролируют, как ребёнок проводит время в интернете. Есть программа, которая блокирует включение компьютера, пока ребёнок не ответит на несколько вопросов по школьным предметам. Уровень сложности устанавливают родители.

Интернет — это электронная библиотека знаний, наша задача — научиться ею пользоваться и научить пользоваться ею наших детей. Прежде чем их пустить, зайдите туда сами. И это справедливо для любого инструмента образования.

И ещё очень важно помнить, что при всех возможностях, которые компьютер открывает для обучения, никто не заменит ребёнку родительского внимания и участия.

Именно поэтому вы остались воспитывать дочек дома?

Да, я считаю, что мужчина должен воспитывать своих детей.

А как же педагоги-мужчины? Вам Вам даже приз дали, как педагогу в номинации «Мужское дело»…

Повторюсь, я думаю, что каждый мужчина должен заниматься своими детьми. Почему? Очень просто: зарплата воспитателя или учителя для мужчины очень мала, а необходимо вырастить и выучить собственных детей.

И хотя проблемы с детским образованием и велики, мужчинам необязательно поголовно включаться в него на профессиональном уровне.

Я сделал свой выбор. Но по-прежнему считаю, что детьми должны заниматься женщины, особенно малышами дошкольного возраста.

Я скептически отношусь к мужчине как к воспитателю. Женщины традиционно хранят очаг, а мужчины трудятся на работе.

Но ведь образование в целом вполне мужское занятие?

Мужчина не просто охотник и добытчик, он не только физически защищает свое потомство, он также должен следить за психологическим состоянием семьи.

Сегодня образование — это инструмент, который может оказаться в умелых руках кукловода. Разобраться, что и как — это мужское дело. А бразды правления должны быть у женщины.

Фото: Shutterstock.com