Миф о папессе Иоанне: как девушка из Майнца попов обманула

Миф о папессе Иоанне: как девушка из Майнца попов обманула

Москва, 23.06.2021, 22:24:27, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.

Католическая Церковь решительно отрицает факт существования «папессы» в своей истории. Однако множественные документы так или иначе подбрасывают очевидные доказательства обратного. Женщина на папском престоле явно существовала, несмотря на то что исторической достоверности такие легенды не получили.

  • Папесса Иоанна: правда и вымысел
  • Как оказалась женщина на папском престоле?
  • Легенда о женщине-папе зажила собственной жизнью

Следы папессы Иоанны различными косвенными доказательствами всплыли впервые в 1276 году. После смерти очередного понтифика Адриана V, его преемник взял имя Иоанн XXI, а по порядковому номеру должен был стать двадцатым — ХХ. Церковь всё переложила на невнимательность переписчиков. Однако католики восприняли это, как доказательство существования папессы Иоанны Двадцатой.

Папесса Иоанна: правда и вымысел

Миф о папессе Иоанне: как девушка из Майнца попов обманула

В русском языке многие слова не имеют женского рода, например: понтифик, садовник, священник, римский папа. Для последнего пришлось-таки создать неологизм — папесса, поскольку история Ватикана содержит неудобный момент. Некая девица из германского Майнца сумела воссесть на папский трон, и даже обманывать окружающих целых два года!

Историки Ватикана и католиковеды яростно доказывают, что папесса Иоанна — вымысел. Правда же лежит в многочисленных архивах Священного Престола, которые в девятом веке тщательно сохранялись. Согласно исторической мысли, у неведомой папессы чисто хронологически нет шансов вклиниться в течение событий в Ватикане.

Однако куда интереснее, чем сама история, причины появления этой ушлой девицы.

Как оказалась женщина на папском престоле?

Миф о папессе Иоанне: как девушка из Майнца попов обманула

Историограф, занятый вопросом Иоанны ХХ, живет в Германии. Хельмут Хинкель полагает, что речь идет не о досужих россказнях, а об умозрительной штудии. Кстати, штудия — распространенное в Средние века упражнение в логике для студентов тех времён. Например, им предлагалось доказать, что черное — это не белое, что добро не может породить зло. А потом приводились обратные доказательства. Среди подобных казусных задач мог фигурировать и тезис, что папой может быть не только мужчина.

По мнению Хинкеля, кто-то из студентов блестяще доказал последнюю задачу. Настолько мастерски, что доказательство записали для потомков. Оно-то и попало в архивы. Попутно историю выдумал монах из ордена доминиканцев Мартин фон Троппау уже в 1277 году. Он корректно указал на ее сомнительность, но слух был настолько невероятным, что разошелся по Европе, как лесной пожар.

Подхватив легенду, испанцы, французы и голландцы пересказывали ее много раз. Иоанну переименовывали не единожды, а потом даже дворец ей «придумали». Шутки шутками, но, спустя два века, гиды Рима бойко показывали туристам палаццо, в котором обреталась единственная женщина в ранге папы римского.

Скульптуру даже создали, она изображает папессу Иоанну в тиаре. Но, вероятнее всего, это была одна из античных статуй, которые и сегодня хранятся в Ватикане. На беду католиков, слух дошёл и до некоего монаха по имени Мартин Лютер.

Легенда о женщине-папе зажила собственной жизнью

Миф о папессе Иоанне: как девушка из Майнца попов обманула

Этот монах из глубинки и нищенствующего ордена воспринял историю про папессу, как веское доказательство «дьявольского происхождения» власти первосвященника Рима. Город этот богатый, погрязший в разврате, Лютер ненавидел всеми фибрами. Так что история про папессу стала одним из двигателей реформации. История полна подобных казусов и легенд, прочно вошедших в обиход.

Важно помнить, что никакой папессы в истории Ватикана не было. А, читая художественную литературу «по мотивам» неких событий из прошлого, не следует верить авторам. Они вовсе не претендуют на историческую подлинность. Это просто чтиво, в последнее время неуклонно снижающегося качества. Пусть «папесса» остается частью легенды и живой человеческой фантазии. К истории этот персонаж не имеет никакого отношения.