Вопросы Следственному комитету министр образования Алтайского края отказался говорить допросе

Министерство образования и науки Алтайского края собирается проверить профильный комитет барнаульской администрации после инцидента с надругательством группы подростков над 11-летней девочкой в одной из городских «заброшек». Кроме того, оба ведомства затем хотят проверить, как руководство школы № 70, где учатся участники инцидента, работало со своими воспитанниками. Об этом рассказал министр образования региона Максим Костенко в ходе онлайн-конференции. При этом о своей роли в уголовном деле, возбужденном следователями после происшествия, глава ведомства говорить отказался, хотя ранее правоохранители упоминали о намерении допросить его.

По словам Костенко, профильные органы власти сейчас разбираются, как мог произойти столь вопиющий случай с надругательством. Никаких деталей министр пока не стал сообщать, сославшись на следственные действия. В то же время он объяснил, что сделало его ведомство после инцидента. Краевые чиновники совместно с городским комитетом по образованию проверили, как в упомянутой школе работали с детьми, а также как отреагировали на ситуацию. Выяснилось, что ни одна из обидчиц не находились в зоне особого внимания. Этот факт, к слову, ранее насторожил и следователей, которые заподозрили, что профильные специалисты просто не проводили должную работу. Помимо этого, Минобрнауки обратилось в прокуратуру с просьбой разрешить им провести надзорную проверку об исполнении федерального закона «Об образовании» – и в отношении школы, и в отношении комитета по образованию Барнаула. Кроме того, министерство обратилось к главе Барнаула Вячеславу Франку с просьбой создать совместную рабочую группу, которая могла бы проанализировать, в чем именно городской образовательный комитет недорабатывает во взаимодействии с муниципальными учреждениями.

Помимо этого, Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи разработал программу поддержки для школы № 70 на весь учебный год. Она направлена как на родителей, так и на педагогов и детей. Также краевое министерство продолжает работу по созданию «благоприятного и безопасного пространства в образовательных организациях».

ИА «Банкфакс» также попыталось уточнить у Костенко, какую работу органы следствия сейчас проводят с педагогами и чиновниками в связи с возбужденным уголовным делом после скандального случая с групповой экзекуцией. В частности, ранее заместитель руководителя СУ СКР по Алтайскому краю Константин Мальцев упоминал, что в рамках уголовного дела планируется допросить должностных лиц вплоть до министра образования Алтайского края. Несмотря на то, что Костенко не раз упоминал в ходе конференции об открытости своего ведомства, этот вопрос он оставил без ответа. «Следственный комитет заявил – эти вопросы все к Следственному комитету и обращайте», — отрезал министр. Он также упрекнул местные СМИ в том, что они якобы акцентируют внимание на негативных моментах в сфере образования в крае, обходя стороной успехи. «Дети, родители которые живут в этом информационном пространстве – как они должны себя ощущать, если кругом «все плохо»?» — возмутился Костенко.

Отдельно он рассказал об обеспечении безопасности в школах Алтайского края, что стало особенно актуальным после трагедии с расстрелом детей в Казани. По его словам, сейчас все они имеют паспорта безопасности. «Им предписаны определенные нормы защиты – инженерно-технические и социально-психологические, педагогические. То, что можно сделать без ресурсов – практически все сделано. Но есть еще инженерно-техническая безопасность, это требует колоссальных ресурсов. Вопрос постепенно решается. У нас 307 школ к сентябрю получат оборудование, которое позволит обеспечить пункт просмотра, установить металлодетекторы, обеспечить входной контроль», — рассказал Костенко. При этом он отметил, что на сегодняшний день только 15 % школ в регионе охраняют сотрудники ЧОПов. При этом на вопрос журналистов относительно того, почему в некоторых городах и селах за охрану приходится платить родителям, министр ответил, что эти вопросы следует уточнять в администрациях муниципалитетов, так как вопрос обеспечения работы школ находится в их ведении — это традиционный комментарий министерства в случаях, когда речь заходит о проблемах на местах.

Напомним, что уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), в рамках которого следователи планировали допросить Костенко, было возбуждено после того, как в конце мая текущего года группа девочек-подростков завели свою 11-летнюю знакомую в заброшенное здание на улице Водопроводной в Барнауле и избили ее, а после надругались, используя бутылку. Возраста уголовной ответственности (14 лет) достигла только одна из обидчиц. Ей предъявили обвинение по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (иные действия сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшего, если они совершены в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста) и отправили под стражу. Остальным девочка ответственность едва ли грозит – их разве что в перспективе смогут отправить в специализированные учреждения закрытого типа, срок пребывания в которых определит суд. Дело о халатности же было возбуждено потому, что, по предположениям следователей, профильные органы и школьное руководство не провели необходимую работу, которая могла бы предотвратить инцидент.